Политическая пропаганда и агитация


Политическая пропаганда и агитация
ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПРОПАГÁНДА И АГИТÁЦИЯ Коммунистич. партии среди нар. масс. В годы войны были подчинены интересам защиты социалистич. Отечества. П. п. и а. велись как в Вооруж. Силах (см. Партийно-политическая работа), так и среди населения в тесной связи с ходом воен. действий на фронтах, с конкретными воен.-хоз. задачами. С нач. войны партия правдиво информировала сов. народ о трудном положении на фронтах, дала клас. оценку войне, её целей и характера, определила задачи, от к-рых зависела победа над фаш. агрессором. Партия исходила из указания В. И. Ленина о том, что "во всякой войне победа в конечном счёте обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своей жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести" (ПСС, т. 41, с. 121). Как и в довоен. время, в годы войны П. п. и а. заняли одно из главных мест в идеологической работе партии. Это диктовалось особой напряжённостью и сложностью борьбы против врага, участием в войне миллионов нар. масс. Патриотич. воспитание было важной частью идеологич. работы партии. В воспитание социалистич. патриотизма составными частями входили: пропаганда преимуществ социалистич. строя перед капиталистическим, разъяснение ведущей роли Коммунистич. партии в сов. обществе, показ во всём величии тех побед, к-рых добилась страна в социалистич. строительстве, пропаганда революц. традиций сов. народа, пропаганда героического прошлого народов страны, боевых традиций и побед рус. оружия в войнах за свободу и независимость Отечества. ЦК ВКП(б) обращал внимание на необходимость с марксистско-ленинских, клас. позиций пропагандировать героич. историю народов СССравни П. п. и а. воспитывали священную ненависть к фаш. захватчикам. В то же время партия нацеливала пропагандистов ни в какой степени не отождествлять фаш. клику со всем нем. народом. Значит. место в П. п. и а. занимало воспитание пролет. интернационализма. Этому вопросу уделялось особое внимание на завершающем этапе войны, когда сов. войска, выполняя свой интернац. долг, приступили к освобождению народов Европы от фаш. ига. Большое место в агитац.-массовой работе отводилось воспитанию дружбы народов СССравни укреплению их братского содружества, пропаганде ленинской идеи защиты единого, общего для всех наций и народностей социалистич. Отечества. Огромное воздействие имела пропаганда боевых подвигов героев фронта и тыла, партизан – людей разл. национальностей, их взаимной выручки в боях, сердечной дружбы и боевого товарищества.

Содержание П. п. и а. определялось теми задачами, к-рые партия ставила перед народом и армией на разл. этапах войны. Задачи эти излагались в решениях ЦК ВКП(б), в его лозунгах-призывах, в пост. ГКО и пр-ва. ЦК ВКП(б) всегда рассматривал руководство идейно-политич. воспитанием масс как одну из наиболее важных из своих обязанностей. Вопросы идеологич. работы систематически выносились на заседания Оргбюро и Секретариата ЦК. За годы войны на Оргбюро вопросы идеологич. работы рассматривались ок. 40 и на Секретариате ЦК св. 50 раз. По поручению ЦК идеологич. работу возглавлял А. С. Щербаков. Активное участие в организации и проведении идеологич. работы принимали А. А. Андреев, А. А. Жданов, М. И. Калинин, Д. З. Мануильский, А. И. Микоян, П. Н. Поспелов, Е. М. Ярославский и др. ЦК партии постоянно укреплял парт. аппарат, ведавший идеологич. вопросами, требовал от политических органов, к-рые возглавляли партийно-политическую работу в Вооруж. Силах и на Флоте, и от парт. органов в тылу неослабного внимания к вопросам идейно-политич. воспитания. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений о состоянии агитац.-пропагандистской работы. Руководители парт. органов обязывались больше и конкретнее заниматься П. п. и а., теснее увязывать их с задачами, к-рые решают трудящиеся; указывалось на необходимость наладить регулярную политич. информацию населения. Эти постановления обсуждались во всех парт. орг-циях страны и положительно сказались на размахе, идейном уровне и действенности П. п. и а. По указанию ЦК с участием его членов и работников аппарата с осени 1942 проводились межреспубликанские, межобластные и другие. совещания по вопросам П. п. и а., только в 1943–44 проведены совещания в 63 областях, краях и республиках. В марте 1943 – марте 1944 в ЦК заслушаны отчёты более 30 секретарей крайкомов и обкомов по пропаганде. Систематически изучало состояние П. п. и а. в парт. орг-циях и оказывало им помощь Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). За первые 3 года войны оно ознакомилось с постановкой П. п. и а. в 82 областях и краях, что позволило обобщить опыт, выявить недостатки, содействовать улучшению всей агитац.-пропагандистской работы.

ЦК партии и местные парт. органы в тылу постоянно заботились о подготовке идеологич. кадров, т. к. в связи с уходом в армию опытных работников почти 1/3 пропагандистов имела стаж работы менее 1 года. ЦК организовал учёбу идеологич. кадров. С 1942 действовали республиканские и межобластные курсы пропагандистов. В 1943–44 пропагандисты и газетные работники готовились на курсах при обкомах, крайкомах и ЦК компартий союзных республик, в годичных парт. школах, на курсах ВПШ при ЦК ВКП(б) и на Центр. газетных курсах. В годы войны на курсах и в школах училось около 35 тыс. идеологических работников. В Управлении пропаганды и агитации ЦК было образовано 12 пропагандистских групп, в которые вошли видные партийные, сов. и военные работники, деятели науки. При ЦК компартий союзных республик, крайкомах и обкомах, горкомах и райкомах были созданы нештатные группы лекторов и докладчиков. К кон. войны в стране насчитывалось св. 28 тыс. нештатных лекторов и более 120 тыс. докладчиков. Число агитаторов и пропагандистов к нач. 1943 достигло ок. 900 тыс. чел., а к кон. войны – 1,3 млн. чел. (не считая агитаторов в Вооруж. Силах). Широко привлекались к агитац. работе женщины и молодёжь. До войны женщины составляли 30% агитаторов, в кон. войны – 60%; св. 1/3 агитаторов были коммунисты и почти 1/3 – комсомольцы. Для агитаторов создавались школы, постоянные семинары, краткосрочные курсы, проводились инструктивно-методич. совещания. Только в 23 областях, краях и авт. республиках в годы войны имелось св. 5 тыс. школ, курсов и семинаров, где занимались ок. 340 тыс. агитаторов.

Для агитаторов и пропагандистов в 1941–45 вышло в свет более 500 изданий трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина общим тиражом ок. 17 млн. экз.; издано 460 назв. массово-политич. книг общим тиражом св. 33 млн. экз. Огромную П. п. и а. вело сов. радио. Особое значение приобрели устная агитация и пропаганда: митинги и собрания трудящихся, доклады и лекции (за годы войны в сов. тылу состоялось св. 3 млн. докладов и лекций, к-рые были прослушаны десятками млн. чел.), беседы и коллективные читки газет в агитпунктах, цехах пр-тий, на полевых станах, в тракторных бригадах, госпиталях и общежитиях. П. п. и а. велись дифференцированно, среди всех слоев населения, всех категорий трудящихся с учётом их возраста, профессии и национальности. Особую заботу партия проявляла о политич. воспитании женщин и молодёжи, занявших важнейшее место в нар. х-ве.

Большое внимание уделяла партия П. п. и а. в освобождённых р-нах, население к-рых, находясь в фаш. оккупации, не только было лишено правдивой информации о происходящих событиях (агитаторы партизан и подпольщиков могли охватить своим влиянием только часть населения оккупир. терр.), но и усиленно подвергалось обработке вражеской пропагандой. Всемерную помощь в налаживании П. п. и а. местным парт. органам оказывали армейские политорганы. Важную роль в идеологич. деятельности парт. орг-ций освобождённых р-нов сыграло пост. ЦК ВКП(б) в авг. 1944 "О ближайших задачах партийных организаций КП(б) Белоруссии в области массово- политической и культурно-просветительной работы среди населения". В нём излагалась конкретная программа идейно-политич. воспитания трудящихся освобождённых р-нов, марксистско-ленинской подготовки парт., сов., проф. и комс. кадров и интеллигенции. Вся агитац.-пропагандистская работа направлялась на решение гл. задачи – мобилизации трудящихся на оказание помощи сов. войскам в деле полного разгрома фаш. захватчиков, на скорейшее восстановление нар. х-ва и всемерное укрепление колхозного строя. В освобождённых р-нах принимались срочные меры для возобновления издания газет, восстанавливались местное радиовещание и культурно-просветительные учреждения. В сложной обстановке налаживалась идеологич. работа в зап. областях Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии, в Латвии, Литве и Эстонии, население к-рых лишь незадолго до войны влилось в братскую семью народов СССравни Остатки быв. господствующих классов и бурж. националисты, сотрудничавшие с фашистами, развернули антисов. агитацию, терроризировали население. Учитывая особые условия в зап. областях и республиках, ЦК ВКП(б) в 1944–45 принял важные решения по организации там П. п. и а. ЦК указывал на необходимость полного преодоления бурж.-националистич. влияния, усиления воспитания трудящихся в духе сов. патриотизма и другие.жбы, народов, ведения массово-политич. работы с учётом местных особенностей. Парт. opг-ции этих территорий широко использовали в П. п. и а. такие формы работы, как конференции и съезды трудового крестьянства, нар. собрания, собрания интеллигенции и другие.

П. п. и а. сыграли важную роль в мобилизации нар. масс на самоотверженную защиту социалистич. Родины, помогли повысить трудовую и политич. активность народа, укрепить его идейную убеждённость, моральный дух, уверенность в победе.


Лит.: История КПСС, т. 5, кн. 1, М., 1970; Комков Г. Д., На идеологическом фронте Великой Отечественной... 1941–1945, М., 1983.


Жители освобожденного Каунаса читают газету "Правда". 1944


Жители г. Орша читают газету "Правда". 1944



Жители г. Орша читают газету "Правда". 1944


Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Смотреть что такое "Политическая пропаганда и агитация" в других словарях:

  • ПРОПАГАНДА — (от лат. propaganda подлежащее распространению) популяризация и распространение политических, филос. религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств… …   Философская энциклопедия

  • Пропаганда гомофобии — Эту страницу предлагается переименовать в Антигомосексуальная пропаганда и агитация. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/13 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… …   Википедия

  • Пропаганда гомонегативизма — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против ГЛБТ — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против ЛГБТ — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против геев — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против гомосексуализма — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против гомосексуальности — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против лесбиянок — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

  • Пропаганда против содомии — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия …   Википедия

Книги

  • Пережить бы выборы, Наталья Горская. Унылая обыденная жизнь рядовых граждан периодически получает некое оживление в виде предвыборной лихорадки, когда политическая агитация и пропаганда прёт, что называется, «из каждого утюга».… Подробнее  Купить за 33.99 руб электронная книга